1. Обоснование Программы

В ходе аграрной реформы Московской области существенно

изменилась организация инвестиционного процесса в агропромышленном

комплексе. Рыночно ориентированная система организации

финансирования инвестиций заменила планово - распределительную

систему.

За годы реформы произошло резкое падение объемов

капиталовложений за счет всех источников финансирования. Общий

объем инвестиций в агропромышленный комплекс Московской области в

1991-2000 годы сократился в 40 раз.

В результате произошло существенное снижение потенциала

агропромышленного комплекса Московской области. Уровень старения

основных производственных фондов достиг критических размеров.

Снизилась интегральная эффективность производства

сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Резко

возросло число убыточных организаций. Сократились объемы

производства сельскохозяйственной продукции, в том числе жизненно

необходимых продуктов питания. Существенно увеличился импорт

продовольствия, который превышает порог продовольственной

безопасности.

За последние 2-3 года указанные негативные тенденции были

частично устранены, но не ликвидированы. Увеличение доходов

организаций позволило несколько смягчить финансово - экономическую

ситуацию. Однако рост долгов организаций сохранился. В целом по

агропромышленному комплексу Московской области по состоянию на 1

января 2001 года кредиторская задолженность достигла 4,7 млрд.

рублей. Долги сельскохозяйственных организаций составляют 50

процентов выручки от реализации всей сельскохозяйственной

продукции и в 4 раза превышают дебиторскую задолженность.

Действие совокупности вышеперечисленных факторов не позволяет

сельскохозяйственным товаропроизводителям Московской области

повышать технический уровень производства, необходимый для

успешной конкуренции с иностранными поставщиками аналогичной

продукции на рынке в Московской области и г. Москве. Сложившийся

дефицит инвестиций приводит к старению производственного

оборудования и технологий (износ основных производственных фондов

в сельском хозяйстве достиг 45 процентов, в том числе

сельскохозяйственной техники - 70 процентов), повышению

ресурсоемкости и дальнейшему падению производства, снижению его

эффективности.

Преодоление спада производства и повышение эффективности

функционирования агропромышленного комплекса Московской области

являются стратегическими целями реформирования аграрного сектора.

В достижении этих целей на первое место выдвигаются задачи

инвестирования в реальный сектор производства как фактора

стабилизации экономического положения.

По оценкам российских и зарубежных экспертов в Московской

области имеется благоприятная среда для существенного притока

капитала в агропромышленный комплекс - наличие крупного

устойчивого рынка сбыта продовольственных товаров,

квалифицированные кадры, возрастающая масса российского капитала,

ищущего эффективные сферы для вложений.

Привлечение российского и иностранного капитала в

агропромышленный комплекс Московской области является одной из

важных задач. Пересмотр приоритетов в экономической политике и

ориентация на продовольственное обеспечение Московской области и

г. Москвы через механизм расширенного воспроизводства за счет

внутренних источников обусловливают необходимость разработки

единой стратегии развития агропромышленного комплекса. Требуется

учет как достигнутых итогов, так и причин неудач проведенных к

настоящему времени преобразований, практическое осуществление

комплекса мер и мероприятий, направленных на формирование

современной эффективной финансово - инвестиционной инфраструктуры

агропромышленного комплекса Московской области с участием

внутреннего и зарубежного капитала.

Решение этой задачи в ближайшей и среднесрочной перспективе

возможно при соблюдении ряда условий:

- наличие пакета инвестиционных проектов;

- согласие российских и зарубежных партнеров на создание

совместных предприятий (или предприятий со стопроцентным

иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного

комплекса Московской области;

- благоприятный инвестиционный климат и, прежде всего,

соответствующая законодательная база для привлечения и

эффективного использования инвестиций;

- эффективная государственная поддержка инвестиционной

деятельности.

Программа разработана в соответствии с распоряжением

Губернатора Московской области от 25.08.2000 N 866-РГ "О

разработке Инвестиционной программы Правительства Московской

области по развитию агропромышленного комплекса".

Программа направлена на обеспечение притока капитала в

агропромышленный комплекс Московской области для перестройки его

структуры, повышения технического уровня и конкурентоспособности

производимой продукции, создание новых рабочих мест.

Программа предусматривает решение основных проблем роста

эффективности агропромышленного комплекса Московской области,

требующих значительных объемов инвестиционных ресурсов, по трем

взаимосвязанным направлениям:

- идентификация аграрных инвестиционных проектов;

- улучшение инвестиционного климата и совершенствование

государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- формирование финансовой инфраструктуры.

Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на 2002-2005

годы и на период до 2015 года с поэтапным выполнением программных

мероприятий.