Закажи, а мы уже завтра все пришлем

Выступление коллектива Волгоградского мужского педагогического лицея

Ф.Л. Дубов,

учитель истории,

заведующий Народным музеем

Волгоградского мужского

педагогического лицея

Работа коллектива Волгоградского мужского педагогического лицея и его музея по воссозданию преемственности между прошлым, настоящим и будущим России

Уважаемые участники конференции! Вот уже более 20 лет Волгоградский мужской педагогический лицей – авторская школа народного учителя СССР Ф.Ф. Слипченко решает государственную задачу подготовки будущих учителей-мужчин для сельских школ Волгоградской области. Пройденный нашим лицеем жизненный путь позволил подвести некоторые итоги, главный из них состоит в том, что многие идеи модернизации российского образования, выдвинутые Президентом РФ Д.А. Медведевым, в более или менее похожем виде изначально существовали в авторской педагогической системе народного учителя СССР Ф.Ф. Слипченко. Другой итог был выявлен в результате мониторинга судьбы наших воспитанников – абсолютное их большинство, окончив Волгоградский государственный педагогический университет, вернулись в родные села и стали учителями, а некоторые – даже руководителями образовательных учреждений и специалистами районных отделов народного образования. Это говорит о востребованности учителя-мужчины, причем не только на селе.

В подготовке будущего учителя важное место занимает воспитание: он должен быть патриотом, сознательным и ответственным гражданином своей Родины, а также носителем высокой культуры и нравственных идеалов. Современный учитель обязан нести накопленные предшествующими поколениями общечеловеческие ценности, всесторонне знать национальные, культурные и исторические традиции своего народа. Ему должны быть присущи любовь к детям и подлинная интеллигентность, высокий профессионализм, активность в создании эффективных индивидуальных педагогических технологий, потребность и способность в постоянном самообразовании и самоанализе.

Реализация целей и задач патриотического воспитания в лицее основывается на принципах главенства историко-культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов различных групп молодежи, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина – патриота России.

Основанное на этих принципах патриотическое воспитание вполне способно решить проблему формирования у лицеистов традиционного чувства гражданской гордости и ответственности, готовности к созидательному труду на благо Отечества, к его защите, развития необходимых каждому молодому человеку чувств собственного достоинства, отвращения к унижению и любым формам зависимости. Именно эти качества являются опорой развития патриотизма как духовно-нравственного компонента личности будущего учителя.

Главным элементом системы патриотического воспитания в лицее является Народный музей «Боевой и трудовой славы тракторозаводцев». В сентябре 2010 г. нашему музею исполняется 40 лет, он почти в два раза старше собственно лицея и создавался Федором Федоровичем Слипченко еще при школе-интернате №4 как средство повышения эффективности воспитательной работы со сложным контингентом воспитанников. В фокусе музейных экспозиций – история Тракторозаводского района г. Волгограда, одного из самых молодых районов города, появление которого связано с трудовыми подвигами тракторостроителей. На территории нашего района 23 августа 1942 г. начались бои за город в ходе Сталинградской битвы, в нем же битва была завершена героической победой советских войск 2 февраля 1943 г. Главная идея нашего музея – это не столько показ конкретных исторических событий и материальных остатков прошлого (хотя и это, безусловно, присутствует), сколько рассказ о людях. Обыкновенных людях, которые, оказавшись в необычной ситуации – ситуации ожесточенного противостояния с врагом за важный стратегический центр – город Сталинград, проявили подлинное мужество, героизм и самопожертвование, как наивысшее проявление любви человека к Родине.

Оборона Сталинграда возлагалась на двух командармов: Михаил Степанович Шумилов, командующий 64 армией, защищал южные районы города; Василий Иванович Чуйков, командующий 62 армией, защищал северные районы города. Основной удар вражеских войск пришелся как раз на «зону ответственности» Чуйкова, так как в северной части города располагались: оборонные промышленные предприятия: металлургический, артиллерийский и «танковый» тракторный завод (первый натиск врага на город и должен быть обеспечить их захват), а также правительственные учреждения и несколько переправ, в том числе Центральная переправа. Здесь также находилась прославленная высота 102,0 – Мамаев курган, владение которым по сути дела означало контроль над городом.

Когда армия Чуйкова, с боями отступая к Сталинграду, пришла в город (сентябрь 1942 г.), здесь уже шли бои. На краю правого фланга 62 армии сражалась общевойсковая группа полковника Сергея Федоровича Горохова. Превратив северные поселки города в неприступный бастион, гороховцы не только не отдали врагу этой части священной сталинградской земли, но будучи в трехстороннем окружении, 19 ноября 1942 г. перешли в атаку на потерявшего инициативу противника.

Именно в Сталинграде во всей полноте раскрылся талант выдающегося стратега – Василия Ивановича Чуйкова. Новый характер боев потребовал новой организации взаимодействия между частями и подразделениями воюющих сторон, применения новых тактик, как для действий в обороне, так и для действий в атаке. Дать полный ответ на этот вызов времени смог только генерал Чуйков. Это можно доказать на многочисленных примерах. Я упомяну только один: «дом Павлова». Здание, имевшее стратегическое значение для боев на этом участке фронта, было отбито у немцев стремительной контратакой, а затем усилиями всего 25 человек превратилось в мощный пункт обороны. Врагу не удалось вернуть утерянные позиции даже с помощью превосходства в живой силе и технике.

Отстояв Сталинград, Василий Иванович Чуйков получил не только всесоюзную известность, но и определенное «уважение» со стороны противника. Проявлялось оно чаще всего в том, что после того, как фашистские части узнавали, что им противостоят гвардейцы Чуйкова, моральный дух противника заметно снижался. Наверное, не случайно также и то, что именно в штаб Чуйкова во время окончательного аккорда Великой Отечественной войны – Берлинского сражения, пришел парламентер с пакетом на имя командования советских войск. Парламентером оказался начальник генерального штаба вермахта генерал Г. Кребс. Он пришел просить от имени Геббельса и Бормана о прекращении огня в Берлине, чтобы начать переговоры об условиях капитуляции.

Перед Кребсом поставили задачу добиться признания Советским Союзом нового правительства Германии во главе с Деницем, Геббельсом и Борманом, которые намеревались затеять сепаратные переговоры о перемирии с Советским правительством. Кребс настойчиво добивался своего, но ничего не получилось.

Главы правительств СССР, США и Великобритании договорились обо всем еще на Ялтинской конференции, и с советской стороны последовал категорический отказ:

– Только безоговорочная капитуляция...

А когда Кребс узнал, что с ним разговаривает тот самый генерал, армия которого сыграла решающую роль в трагической судьбе Паулюса, ему стало ясно, что другого ответа он здесь не добьется. По воспоминаниям очевидцев, в глазах начальника генерального штаба сухопутных войск Германии появился нескрываемый страх. Он был вынужден уйти ни с чем, а через некоторое время покончил жизнь самоубийством.

Однако война закончилась, пришло время новых задач и новых решений. Новые качества потребовались от советских военачальников, качества, бывшие скорее уделом политиков. Во время своей службы в Германии уже на мирном поприще, Чуйкову пришлось много сделать для того, чтобы помочь немецкому народу, освобожденному от фашистского ярма, вновь наладить мирную жизнь. А еще важнее, может быть, была другая работа – возобновить мирные взаимоотношения советских людей и немцев. Насколько тяжело было объяснить многое потерявшим за время войны, видевшим зверства нацистских бандитов, советским солдатам и офицерам, что сам немецкий народ – это не враг, мы можем лишь представлять себе.

Даже после того, как в 1964 г. по политическим причинам военная карьера Чуйкова фактически была прервана, он не оставил активной деятельности – просто она переместилась в другие направления, но по-прежнему всецело подчинена одной задаче – укреплению и процветанию Советского Союза.

18 марта 1982 г. вся страна понесла горькую утрату… Но, выбрав местом своего упокоения Сталинград, Чуйков навсегда связал его с Серебряными Прудами. Сейчас, когда идут активные поиски российской национальной идеи, нам как воздух нужны «символы», вокруг которых могли бы сплотиться представители всего множества народов и национальностей нашей великой страны. И то, как Василий Иванович сумел своей жизнью и деятельностью так связать нас друг с другом в эти «идейно» тяжелые времена, нам кажется, его порадовало бы.

Уже в конце 70-х годов прошлого века у Ф.Ф. Слипченко родилась и зрела идея создания нового раздела в нашем музее, полностью посвященного маршалу В.И. Чуйкову. Теоретический проект комнаты, созданный Федором Федоровичем, опирался на личные вещи, фотографии, документы и книги, переданные в дар музею родными Василия Ивановича, и прежде всего его вдовой, Валентиной Петровной. Открытие новой экспозиции состоялось 28 апреля 1984 г. После этого в «комнате маршала Чуйкова» регулярно появляются новые материалы благодаря помощи Александра Васильевича Чуйкова, сына маршала, и земляков – серебрянопрудцев.

Через несколько лет произошло еще одно знаковое событие: на улице имени маршала Чуйкова в Волгограде, в сквере между Центральной набережной и музеем-панорамой «Сталинградская битва» по инициативе генерального директора Волгоградского мужского педагогического лицея Ф.Ф. Слипченко был открыт памятник маршалу Чуйкову.

Место для памятника было выбрано не случайно. Во время боев за Сталинград здесь, внизу, на косогоре крутого волжского берега, у самой воды, был штаб 62 армии. Федор Федорович предложил пригласить в авторский коллектив молодого московского скульптора Александра Васильевича Чуйкова, сына легендарного маршала. Их совместная работа началась в 1985 г., когда А.В. Чуйков приступил к реализации идейного замысла памятника, который был разработан Ф.Ф. Слипченко.

Идейный замысел памятника таков: давно закончилась война. На Волге, на месте развалин и пожарищ вырос новый прекрасный город. В него приехал маршал Советского Союза В.И. Чуйков. Он не был здесь со времени Сталинградской битвы. С трудом узнает памятные места, радуется возрождению города-героя. Но не может забыть тех, кто погиб здесь. В память о них старый воин обнажил голову. Правой рукой он придерживает плащ-накидку, которую свежий волжский ветер рвет с его плеч. На груди маршала – две Золотые Звезды Героя Советского Союза. Внизу надпись: «Есть в огромной России город, которому отдано мое сердце… Он вошел в историю как Сталинград» и подпись: «В.И. Чуйков». Торжественное открытие памятника состоялось 7 мая 1990 года, в канун 45-й годовщины Великой Победы.

Одной отличительной особенностью нашего лицея является то, что весь его коллектив работает как единое целое для решения главной государственной задачи лицея. Поэтому инициативы, с которыми часто выступает наш директор, находят поддержку и отражаются в деятельности всего коллектива. Такое единство родилось еще во времена школы-интерната №4 и стало одной из старых добрых традиций, воспринятых лицеем. Очередным доказательством такого единства стало то, что 15 июня 1990 года на заседании Исполнительного комитета Волгоградского городского Совета народных депутатов рассматривалось ходатайство общего собрания педагогов и воспитанников Волгоградского мужского педагогического лицея с просьбой передать памятник маршалу В.И. Чуйкову под постоянное шефство лицея и считать его составной частью Народного музея лицея. Исполнительный комитет Волгоградского городского Совета народных депутатов удовлетворил просьбу коллектива лицея. С тех пор шефство над памятником легендарному полководцу закрепляется на один учебный год за одним из классов лицея. Параллельно лицеистами, под руководством педагогов, воспитателей и сотрудников народного музея, ведется работа по изучению боевого пути 62 (8 гвардейской) армии и жизненного пути маршала В.И. Чуйкова.

О продукте   Законодательная карта   Поиск   Карта портала «Информационная поддержка ВИКС-ИНФО»
Рейтинг@Mail.ru